Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Выходное интервью: как это работает

На просторах нашей российской действительности понятие «выходного интервью» никак не приживется. Но это и не удивительно: мы пока даже не научились грамотно увольнять, так, чтобы при всей этой не самой приятной процедуре оставить хотя бы положительное впечатление у сотрудника. Действительно, сам процесс прощания с сотрудником, равно как и расставание работника с работодателем, – психологически непростая и болезненная процедура. И как раз именно выходное интервью призвано облегчить рабочее расставание и закончить отношения на мажорной ноте.

Выходное интервью (exit interview) – это собеседование, сопровождающее увольнение сотрудника. Как правило, выходное интервью проводят в форме личной беседы, либо заполняется специальный опросник, в котором работник перед уходом может оставить своим комментарии и пожелания. Понятие пришло к нам из западных компаний.

 

Результатом такого выходного интервью должно стать благоприятное мнение о компании у работника (несмотря ни на что и даже если сотрудник уволился сам) и сохранение репутации работодателя (сотрудник не будет оставлять отрицательные отзывы о работодателе). В идеале стороны должны расстаться в хороших отношениях, удовлетворенные друг другом, и именно заключительная беседа призвана помочь в этом. Таким образом, интерес работодателя - позаботиться о положительном имидже организации, разрешить конфликты и  в результате расстаться с сотрудником мирно, без взаимных обид и недомолвок. По отношению к работнику как к личности эта процедура демонстрирует как уважительное отношение к сотруднику, так и подчеркивает важность выполненной им работы. Плюс к вышеперечисленному, интервью перед увольнением позволяет выяснить информацию, которую другими способами узнать сложно. Например, определить настоящую причину увольнения, либо оценить положение дел в компании, так сказать, свежим взглядом, поскольку на этапе увольнения сотрудникам уже нечего скрывать.

 

Выходное интервью в интересах сотрудника – это поднятие его самоооценки, обсуждение возможных путей дальнейшего профессионального развития, рекомендации о том, что можно поменять или приобрести в себе как в специалисте.

 

По статистике примерно четверть российских компаний проводят выходные интервью со всеми увольняющимися сотрудниками. В основном же «собеседуют» на прощание занимавших должности высокого уровня, либо выборочно, в зависимости от ситуации. Такой ситуацией может быть неожиданное увольнение сотрудника либо подозрение неблагоприятной обстановки в коллективе.

 

По той же самой статистике та же четверть отечественных организаций никогда не проводит выходное интервью. Они считают, что в этом нет необходимости, да и незаменимых людей не бывает. Зачем расспрашивать сотрудника о причине увольнения либо об отношениях в коллективе? В нашей стране много дешевой рабочей силы, роль профсоюзов ничтожна, поэтому выходное интервью можно считать чуть ли не бесполезной процедурой.

 

Выходное интервью  обычно проводят опытные представители кадровых служб либо непосредственный руководитель увольняющегося сотрудника. Это должен быть человек, который умеет слушать и извлекать полезную информацию из беседы, выстраивать конструктивный, но при этом доверительный диалог – только в этом случае выходное интервью станет полезным разговором, а не просто формальной встречей.