Реагируем на критику начальства правильно
Критика на работе, особенно от начальства, - достаточно частое явление. Первая и, в общем-то, естественная реакция на любую критику – это обида, паника и оборона. Однако нужно научиться держать себя в руках (и на работе – особенно) и расценивать критику для начала как повод задуматься, а в идеале – как руководство к действию. Несмотря на это, критика от руководителя все же подразумевают определенную реакцию. И не слезно-истеричную, а достойную.
Какая же реакция на критику начальства будет считаться достойной, попробуем разобраться.
1) Вначале просто спокойно и не перебивая выслушайте критику, пытаясь вникнуть в ее суть. Услышьте критикующего, уловите суть его критики – здесь важна не форма критики (ее тон), а содержание. Если хотите что-то сказать, то просто глубоко вдохните-выдохните. Любая достойная реакция – это спокойная реакция. Поэтому просто слушайте и формулируйте про себя суть претензий.
2) Частично соглашайтесь с критикой. Особенно если вас критикует руководитель. Ведь в чем-то вы провинились, если вам «выговаривают». Однако мы изначально подразумеваем, что руководитель не самодур и адекватный человек, который если критикует, то, пусть и субъективно (или по причине непонимания/дезинформации), но критикует за дело.
3) Говорите «волшебные слова», ведь именно их критикующий начальник изначально желает услышать. В ответ на критику самое подходящее «волшебное» слово – это «извините» (если, конечно, вам есть за что извиняться). Или хотя бы «спасибо» за критику. Эти слова не нанесут большой удар по вашему самолюбию, а вот обстановку разрядят значительно.
4) Отделите объективное от субъективного, то есть факты от мнений, и комментируйте только факты. Мнение – оно на то и мнение. Если вы превысили бюджет на проект, это факт, и его обязательно надо как-то аргументировать. Если же претензия начальника в том, что вы громко разговариваете по телефону – это его мнение. Извиниться можно, но комментировать это мнение не стоит, так оно по сути своей субъективно. Переубедить руководителя вы вряд ли сможете, а вот еще больше разозлить – вполне.
5) Найдите в критике пользу. А польза может быть разная – это и толчок к выполнению какого-либо дела, и просто работа над собой. Вспомните народную мудрость по поводу того, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Без критики вы ничему не научитесь. Ищите в критике начальства подсказку, в каком направлении вам нужно двигаться, чтобы возможностей для карьеры было больше.
А вот как не рекомендуется реагировать на критику руководства.
1) Обижаться. Мы уже упоминали выше, что обида – это самая распространенная реакция на критику. Но обида не лучший помощник. Она не позволит вам правильно отделить суть от формы, факты от мнений. Так что не лелейте в себе обиду, старайтесь быстрее переключиться на анализ критики.
2) Игнорировать. Отсутствие реакции вызывает еще больший шквал критики. Тем более вы игнорируйте мнение человека, которому подчиняетесь и от которого зависит ваше положение на работе (а также зарплата, карьера и т.д.), а это уже само по себе абсурдно.
3) Критиковать в ответ. Известно, что лучшая защита – это нападение. Но только не на работе и не с руководством. В общем-то, здесь можно привести те же аргументы, что и в предыдущем пункте. Да, и начальник ваш тоже совершает ошибки, но не вам на них указывать, особенно в ответ на его критические замечания.
4) Бесконечно оправдываться и извиняться. Оправдание в случае критики начальника – это не решение проблемы, а демонстрация вашей низкой самооценки. Правило «волшебных» слов не отменяется, но достаточно их сказать один раз.
5) Сразу перечить. Тоже не выход из положения. Опять же, это не поможет вам понять суть критики. Лучше сначала выслушать, а потом аргументированно и спокойно отреагировать.
Советы нехитрые, но в исполнении не такие уж и легкие. В любом случае, если вас часто критикует руководитель, серьезно задумайтесь, ведь именно критика – сигнал недовольства вами как сотрудником. Иногда за критикой следует и увольнение.