Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Брать ли на работу друзей, или проблема мухи и котлет

Наверное, каждый хоть раз сталкивался в своей жизни с этой непростой дилеммой: брать ли на работу родственников, друзей или просто знакомых, если вы руководитель, а также можно ли вообще дружить с подчиненными сотрудниками. С человеческой точки зрения ничего плохого в этом нет. Тем более если должность позволяет помочь кому-то из близкого круга. Однако практика показывает, что далеко не всегда дружеские и родственные отношения, перенесенные в рабочую среду, тем более в сложную область субординации, идут на пользу - как на работе, так и вне ее. И тогда известная крылатая фраза про мухи и котлеты, которые должны быть непременно отдельно, для рассматриваемой ситуации становиться донельзя актуальной – на работе работаем, а общаемся и дружим дома. Почему так? Рассмотрим всевозможные минусы дружеских отношений в офисной-деловой среде обитания.

1. Друга сложно уволить. Рано или поздно в этом возникнет необходимость: ваш друг не справляется с должностными обязанностями, вам нужен сотрудник более высокого уровня, да и, наконец, просто уже нет необходимости в такой должности. И что делать? Близкого человека, понятное дело, уволить сложнее. А ненужный сотрудник – это лишний груз для организации в целом и для вас как для руководителя в частности. Оно вам надо?

2. С другом сложно делиться рабочими проблемами. А дружба подразумевает именно такой формат отношений. Да и сложно бывает удержаться от соблазна «излить душу», когда, собственно, есть кому излить и этот «кто-то» сидит у вас под боком. Однако руководитель не должен обсуждать рабочие проблемы, других коллег и тем более жаловаться никому, особенно подчиненным. Это табу. Руководитель на работе чем-то сродни одиночке, и именно в этом заключается его сила.

3. Другу сложно приказывать и ему непросто воспринимать вас как руководителя.
Основная обязанность руководителя – руководить. То есть приказы, распоряжения, регламенты – это форма работы с подчиненными, и сотрудники должны выполнять требования начальства. Подчиненный, пользуясь дружескими связями со своим руководителем, может манкировать своими обязанностями, а руководителю не всегда хватит духа «поднажать» на своего друга. В конечном итоге пострадает рабочий процесс и ваш авторитет как руководителя. Опять же, никому это не нужно.

4. Друга не стоит выделять из числа остальных коллег. А в этом случае так называемый «фаворитизм» практически неизбежен. Делать вид, будто ваш друг вам не друг, обычно не получается. Другие же подчиненные такие вещи как особое отношение к кому-то из сотрудников остро чувствует. Тем самым в рабочий климат вносится доля дискомфорта, появляется почва для сплетен и страдает все тот же пресловутый авторитет руководителя. Могут также возникнуть проблемы при распределении бонусов, премий, повышений – вы невольно будете выделять своего друга , но даже если это и справедливо, другие подчиненные все равно буду сомневаться в объективности ваших решений.

5. Равные отношения на работе с другом невозможны. Дружба же исконно строится именно на равных отношениях. А отношения руководителя с подчиненным – на отношениях субординации. Следовательно, априори невозможно существование дружеских отношений в модели «подчиненный-руководитель». Таким образом, хотите потерять друга – возьмите его к себе на работу.

6. На работе другу не стоит постоянно сочувствовать и сильно вникать в его личные проблемы. Иначе это чревато тем, что друг попросту сядет вам на шею, а снять его оттуда вам будет неудобно. Некачественное выполнения своих должностных обязанностей, несоблюдение трудовой дисциплины – это только маленький перечень «неприятностей», которые может доставить ваш друг-подчиненный, прикрываясь личными проблемами.

Таким образом, соглашаясь взять в подчинение друга, вы сами создаете некоторые проблемы, которые, возможно, решить будет сложно. Так зачем же осознанно рыть себе яму? Никто не говорит, что вы не должны помогать друзьям или не быть дружелюбным со своими подчиненными. Можно друга устроить в соседний отдел, а с подчиненными быть в дружеских отношения, но при этом держать их на расстоянии, соблюдать нейтралитет и объективность. Все же мухи должны быть отдельно, а котлеты – отдельно. При сочетании «друг-работа» есть риск рано или поздно потерять и то, и другое.