Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Налог на тунеядство: кто не работает, тот платит?

Тема тунеядства и введение за него денежного налога уже не раз поднималась в правительстве и в различных средствах массовой информации. Мы в свое время тоже писали об этой инициативе чиновников. Теперь вопрос опять актуален, поскольку 21 октября 2016 года Максим Топилин, глава Министерства труда, опять заговорил о сборе с безработных, но трудоспособных граждан. 20 000 рублей в год с каждого тунеядствующего – такую сумму Топилин посчитал нормальной и даже небольшой. Почему такая охота на «тунеядцев»? Министерство подозревает не работающих официально в теневой деятельности. Так, человек, не работающий и, соответственно, не платящий никаких отчислений, и есть тот самый тунеядец, поскольку, например, в тот же фонд обязательного медицинского страхования отчисления за него платит субъект России, и эта сумма составляет около 8 000 – 9000 рублей в год.

Напомним, что термин «тунеядство» происходит от устаревшего наречия, которое означало «даром» или «бесплатно», и от глагола «есть». То есть по сути тунеядство — это дармоедство. Синоним тунеядства - социальный паразитизм, что значит существование человека или группы людей за счет других. Закон о тунеядстве появился в СССР в 1961-м и существовал вплоть до 1991 года – до отмены ответственности за тунеядство.  Суть закона была следующая: каждый совершеннолетний гражданин, проживающий на нетрудовые средства и уклоняющийся от общественно полезного труда, привлекался к ответственности. В современном законодательстве это термин пока не применяется. Ключевое слово – «пока». Потому что в ближайшем будущем вполне возможно, что с легкой руки Минтруда этот термин опять займет свое место в законодательстве РФ.

Хотя  пресс-секретарь президента России заявил, что предложение Минтруда о введении платежа с неработающих граждан с целью финансирования социальной инфраструктуры в Кремле еще не обсуждалось. Также заместитель главы Минэкономразвития Олег Фомичев отметил, что его ведомство отрицательно относится к введению платежа с безработных, но трудоспособных граждан, поскольку оптимальным и действительно верным решением этой проблемы, на его взгляд, будет являться разработка и введение системы стимулов по выводу занятости из тени. Фомичев считает, что очень сложно отличить потерявшего работу от тех, кто формально не работает и просто не платит деньги в страховые фонды

Ярослав Нилов, глава комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов и член фракции ЛДПР считает, что налог на тунеядцев в России вводить нельзя ввиду отсутствия для него экономических обоснований: возможности его заплатить у неработающего гражданина попросту нет. В своем интервью информационному порталу «Лента.ру» Нилов пояснил, что люди просто стали заложниками ситуации и вынуждены «идти работать за копейки, получать зарплаты в конвертах».

Однако Министерство финансов поддержало инициативу Минтруда по введению налога на тунеядцев, ведь, действительно,  за неработающих граждан взнос на обязательное медицинское страхование платят из бюджетов субъектов фактически за счет других налогоплательщиков. Вице-премьер Ольга Голодец даже упомянула, что в правительстве уже обсуждается законопроект о введении сбора для трудоспособных граждан, которые не зарегистрированы на работе официально.

Что ж, поживем – увидим. Как отмечалось выше, за «тунеядцев» Минтруд хочет взяться уже давно, но пока все остается только на уровне инициатив.