Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Почему необходимо сообщать об отказе

По этому вопросу и соискатели, и работодатели дискутируют уже давно. Практически постоянно кандидаты жалуются на то, что рекрутеры не перезванивают, чтобы сообщить об отрицательном решении, хотя при собеседовании обещают обязательно это сделать. Так, проходит неделя, другая, а ответа все нет и нет. Соискателю нужна ясность и определенность, чтобы понять, вычеркивать ли конкретную компанию из своих списков или продолжать ее держать в голове, рассчитывая на то, что рано или поздно ему все-таки перезвонят или пришлют письмо по электронной почте.

Менеджеры по персоналу объясняют такое свое в некотором роде безответственное поведение с точки зрения психологии. Считается, что прямой отказ, неважно как он выполнен – по телефону или «глаза в глаза», является своеобразным стрессом для соискателя, понижает его самооценку и в буквальном смысле его «убивает». Известны случаи, когда отказ доводил соискателя до шумной истерики. Таким образом, в среде HR следуют негласному кодексу: «Молчание означает отказ». Также многие сотрудники службы рекрутинга объясняют невозможность объявления результатов неподходящим кандидатам банальной нехваткой времени.
Однако соискатели в большинстве своем просто отказываются принимать такую аргументацию. Они считают, что лучше узнать и об отрицательном результате тоже, и желательно о его причинах. Так соискателю проще сориентироваться, что именно стоит подкорректировать в общении уже с другими работодателями. Часто всего лишь достаточно просто вежливого отказа. Причем абсолютно неважно, в какой форме работодатель преподнесет отказ – позвонит ли по телефону, напишет ли письмо. Соискателю главное знать и понимать, что с этой организацией общение прекращается, и он строит дальше отношения уже с другими потенциальными работодателями. Таким образом, получить своевременный и окончательный отказ кандидату очень важно, и чем быстрее он его получит, тем лучше. Тем больше у него возможностей не упустить другие подходящие предложения по работе.
Стресс от отказа тоже не является незыблемой аргументацией. Поиск работы – это априори немаленький стресс, и соискатель подсознательно, а иногда даже и осознанно готов к нему. Поэтому если сотрудник службы рекрутинга не собирается сообщать об отказе, то лучше и не обещать этого. Лучше просто оговорить, что если звонка в течение конкретного периода времени не последует, то это означает отказ. Или же сразу предупредить, что в случае отказа перезванивать соискателю не будут, но если его очень волнует результат интервью, пусть позвонит сам. На самом деле, корректных способов отказа немало, и это будет тема для одного из следующих материала. Цель же этой статьи – прояснить отношение обеих сторон (работодателя и соискателя) к проблеме отказа.
Доказано, что именно игнорирование обратной связи с соискателем либо некорректное преподнесение отказа в конечном итоге негативно сказывается на имидже компании и в частности на репутации ее кадровой службы. Эффект «сарафанного радио» еще никто не отменял, и «черный список» компаний-работодателей тоже имеется.
В интересах соискателя не лишним будет сослаться и на действующий закон. Действительно, согласно статье 64 Трудового Кодекса РФ, работодатель должен обозначить причину отказа в письменной форме по требованию лица, которому отказано в приеме на работу, то есть соискателю. Если работодатель игнорирует это положение Трудового Кодекса, будучи уверенным, что без отказа в письменной форме у кандидата на вакансию не будет действенного аргумента в суде, соискатель имеет право запросить письменный отказ, отправив на адрес компании-работодателя заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения. А уже в этой ситуации отсутствие письменного объяснения причин отказа в приеме на работу приравнивается к нарушению закона. Это повлечет наложение административной, дисциплинарной или уголовной ответственности – какой именно, решает суд. Кроме того, истец-соискатель может заявить еще и самостоятельное требование - возмещение морального ущерба.
Таким образом, очевидно, что работодатели должны сообщать об отказе, тем более, если они это обещают, и делать это как можно более вежливо и корректно. Соискатель же со своей стороны должен стараться адекватно принять отказ и извлечь из этой, казалось бы, неблагоприятной ситуации некий позитивный опыт (например, объективное указание на недостатки в своей квалификации). Взаимное уважение с обеих сторон – это должно быть нормой, а не чем-то из ряда вон выходящим.

 ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ