Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Не отвечать на звонки по работе в нерабочее время?

Отвечать или не отвечать на звонки с работы в нерабочее время? С одной стороны, рабочий день закончен, пора уже отдохнуть и головой, и телом. С другой стороны, работа для кого-то — чуть ли не часть жизни, терять рабочее место не хочется, да и вдруг какое-то действительно важное сообщение, требующее немедленной реакции. Хотя, например, в высокотехнологичной Южной Корее проблема поздних сообщений сотрудникам от начальства, переданных разными способами (по смс, электронной почте, даже в социальных сетях) уже стала глобальной проблемой. Правительство страны будет рассматривать законопроект, который предлагает ряд запретов руководителям по связи с сотрудниками после окончания рабочего дня.

Надо отметить, что в Южной Корее целых 80 процентов населения пользуются смартфонами. Это один из самых высоких показателей в мире. Поэтому достучаться, дозвониться, дозвониться до практически каждого корейца не составит труда в любое время суток и в любой день. А если учесть, что Южная Корея — это страна с высоким уровнем корпоративной культуры и вытекающим из этого трудоголизма, то права работников нарушаются таким образом очень часто.

 

И становится понятно, почему депутаты Южной Кореи забили тревогу. Они озаботились психологическим состоянием своих граждан — рядовых специалистов. По их мнению, значительная часть корейцев живет в напряжении и даже своеобразном стрессе от постоянного ожидания звонка с работы. И причем это картина остается одинаковой и в выходной день, и в поздний вечер.  Поэтому не удивительно, что основной акцент в заявлении парламенту Южной Кореи сделан на том, что все больше людей требуют права на отключение после рабочего дня.

 

Подобные законодательные запреты также предлагают ввести в Германии и Франции. А что же в России? Право не брать трубку в нерабочее время в Трудовом кодексе РФ никак не регламентировано. Значит, теоретически это можно смело не делать.  Можно аргументировать свое нежелание общаться по работе в нерабочее время статьей 91 ТК РФ. В ней сказано, что рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. А статья 106 раскрывает понятие времени отдыха, то есть по сути нерабочего времени. Это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

А вот как вести себя практически — решать уже индивидуально в каждом конкретном случае (если звонки или сообщения бывают редко или действительно обусловлены производственной необходимостью быть на связи и после рабочего дня и вы в курсе этого и т. п.).  Хотя, конечно, все рабочее должно оставаться на работе, но некоторые профессии и должности подразумевают процесс практически постоянного пребывания на связи.