Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Чем отличается работа в иностранной и российской компаниях

Сегодня работа в иностранной компании для россиян уже не редкость и этим никого не удивишь. Зарплаты в крупных российских и иностранных компаниях стали почти одинаковыми. Поэтому не всегда именно зарплата является решающим фактором при выборе иностранного работодателя. Существует еще ряд отличий в стиле руководства, корпоративных стандартах, отношении к работникам и в социальных гарантиях между западными и отечественными компаниями. Разберемся, что же у них не так, как у нас.

1)      Стиль руководства. В российских компаниях обычно доминирует авторитарный стиль управления, при котором между руководителем и подчиненными присутствует значительная дистанция. По причине иерархии не все идеи рядовых работников доходят до высшего звена, да и вообще инициативе предпочитается исполнительность, ответственность и оперативность. На западе же руководитель отличается от подчиненного масштабом принимаемых решений, и от своих сотрудников не дистанцируется. Наоборот, цель начальника – помочь своим работникам, они работают в одной связке, как партнеры. То есть российский руководитель, как правило, требует, а западный – еще и помогает.

2)      Корпоративные стандарты. В этом смысле в иностранных компаниях все строго и непривычно для нашего российского «разгильдяйского» менталитета. Но уже многие отечественные и не только крупные компании «подтягиваются» к западным стандартам. В первую очередь для иностранных компаний характерны четко прописанные и отлаженные бизнес-процессы, строгий дресс-код и жесткие стандарты корпоративного поведения. Причем соответствие психологических качеств кандидата корпоративным стандартам компании проверяется еще на этапах многоступенчатого отбора. Все действия сотрудников западных организаций постоянно контролируется, поэтому распространена электронная фиксация всех передвижений работников, прослушивание телефонных разговоров и прочтение всех сообщений электронной почты. Плюс к этому, развита и регламентирована процедура отчетности о проделанной работе, причем жестко фиксированная по времени (каждый день, каждую неделю и каждый месяц). Для российских компаний больше характерна устные отчеты по требованию руководителя, менее жесткий контроль дисциплины и зачастую полное отсутствие каких-либо регламентов.

3)      Социальная ответственность. В иностранных компаниях все прозрачно: «белые» зарплаты, полное соблюдение трудового законодательства, «прозрачный» бизнес компании, развитая и отработанная система бонусов и поощрений, развитие и обучение персонала. В России же до сих пор популярны «серые» схемы в зарплате, не слишком большое желание вкладываться в обучение сотрудников, не всегда «прозрачный» бизнес и соблюдение трудового законодательства «постольку-поскольку».

4)      Отношения в коллективе. Иностранные сотрудники работают ради денег и карьеры, русские же могут работать и просто ради любимого дела на малооплачиваемой и неперспективной работе. В иностранных компаниях редки дружеские отношения между коллегами, человеческий фактор практически не присутствует: несмотря на различные обстоятельства и даже форс-мажор, работа должна быть выполнена качественно и сдана в срок. Для российских же сотрудников отношения в коллективе и его атмосфера нередко являются решающим фактором в выборе работы, чуть ли не наравне с размером заработной платы.

5)      Различия в культуре компаний. Российские компании тяготеют по большей части к полиактивной культуре. Для этой культуры характерна общая система планирования, ведение нескольких проектов одновременно, сроки выполнения которых могут сдвигаться из-за возникших по ходу исполнения обстоятельств. Работники полиактивной культуры больше ориентированы на процесс, чем на результат, и часто смешивают личное с профессиональным. Для иностранных компаний характерна моноактивная культура, которая проявляется в четком и детальном планировании, последовательном ведении проектов с жесткими временными рамками, письменном оформлении всех процедур и в строгом разграничении личного и профессионального.

Не исключено, что все вышеописанные отличия могут переориентировать российского соискателя и повлиять на его желание работать в иностранной компании, ведь, как известно, своя рубашка ближе к телу. Однако при этом нужно осознавать, что работа в иностранной компании – это не только хорошая зарплата, но и уникальный шанс познакомиться с совершенно другой бизнес-культурой и внести весомый вклад в построение карьеры.