Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Эмпатия: две стороны медали

Наверное, каждый, изучая какие-то вопросы, относящиеся к сфере hr, не раз сталкивался с понятием «эмпатии». Слово, похожее на «симпатию», но что оно значит? Эмпатия — это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие). Словом, эмпатия - вещь нужная и полезная, ведь от руководителя, который даже не пытается понять интересы и чувства других, подчиненные рано или поздно разбегутся (ну если не разбегутся, то никакого эмоционального комфорта работа с таким руководителем точно не принесет, что в конечном итоге повлияет на само отношение «терпящего» сотрудника к работе).

Однако на практике эмпатия оказывается палкой о двух концах. Проявлять эмпатию нужно тоже правильно и в соответствии с ситуацией. Руководитель, сопереживающий, понимающий, зачастую необоснованно учитывает  проблемы своих подчиненных и выносит решение, которое может нанести удар по его авторитету. Например, в кризисный период  отдел нуждается в сокращении. Руководитель отдела принимает во внимание личное положение своих подчиненных и выносит решение отправить «домой» сотрудника, который не имеет семьи и больших материальных проблем (то есть живет в собственной квартире, приобретенной без ипотеки или доставшейся по наследству) и который заведомо сможет сориентироваться на рынке труда и быстро найти работу. То есть этот сотрудник являлся хорошим работником, но вот отсутствие проблем его подвело. А другого сотрудника, который как профессионал слабее того уволенного «бессемейного и беспроблемного»,  руководитель посчитал нужным оставить, проявив вроде как бы и эмпатию, ведь у него двое детей и квартира, купленная в ипотеку.
 Почему такое проявление эмпатии смущает? А потому, что руководитель должен все же изначально опираться на профессионализм работника и ставить во главу угла интересы компании, а потом уже принимать во внимание личные обстоятельства. «Пойти домой» должен в первую очередь тот, чья работа слабее. И именно такое решение руководителя укрепит его авторитет, а вот решение оставить слабого и с проблемами вряд ли воспримется подчиненными однозначно.
А вот если в отделе работает сотрудник, который просит начальника, допустим, отпустить его в отпуск раньше положенного графика, потому что некому посидеть с детьми, то в этом случае пойти навстречу подчиненному можно, если он не злоупотребляет такими просьбами и если отсутствие его конкретно в это время не сильно повредит рабочему процессу. Согласитесь, что и в первом, и во втором случае руководитель выступает понимающим человеком, но резонанс и послевкусие от ситуаций совершенно разные.
И здесь в очередной раз иллюстрируется справедливость пословицы: «Все хорошо в меру». Эмпатия у руководителя должны быть, но  она должны быть достаточно логичной, последовательной и зачастую даже жесткой. Входить в положение каждого и не учитывать профессионализм и профпригодность – это в корне не верно. Четко разграничивать рабочее и личное, принимать справедливые (пусть иногда и жесткие) решения, а в нужной ситуации пойти навстречу сотруднику – это высший пилотаж. И это все не так уж и сложно, ведь обладающий  интеллектом и накопленным жизненным опытом управленец всегда сможет найти правильный баланс между требовательностью и искренней заботой о людях.